Историческая справка города Бодайбо

Освоение края шло с Дальней Тайги и, постепенно, дошло до реки Бодайбо. Ранней весной 1863 года из Дальней Тайги вышел небольшой отряд под предводительством казака Ивана Новицкого. Обнаружив реку Витим, Новицкий сразу оценил её значение для будущих приисков и зарегистрировал заявку на территорию нынешнего города. Заявка была зарегистрирована на имя купца 1-ой гильдии Михаила Сибирякова 27 июня (10 июля) 1863 года был заявлен Стефано-Афанасьевский отвод. Эту дату принято считать датой открытия и освоения нашего города, а купца Сибирякова его основателем. Территория Бодайбинских резиденций стала застраиваться, и 10 июня (23) 1903 года указом царя Николая II Бодайбинской резиденции был присвоен статус города. В нем были организованы органы местного самоуправления – Дума и Управа. Во главе правления стоял староста, который выбирался на 4 года и утверждался приказом Иркутского губернатора.

Ленские старожилы происхождение слова объясняют, связывая с прошлой старательской мольбой «Подай, Бог! », другие говорят, что «потай бо! », т. е. потаил бог золото, но историки склоняются к мнению, что название, происходит от речки Бодайбо, по-эвенкийски переводимое как «эта местность».

Трудно себе представить, что более полутора веков назад прогрессивные и дальновидные купцы не только смогли обжить этот суровый край, но и построить здесь гидроэлектростанции, и даже железную дорогу. В 1895 году «Компания Промышленности» начала строительство Бодайбинской узколейной железной дороги от пристани г. Бодайбо к приискам компании. Ширина колеи – 914 мм. Общая протяжённость дороги была 83 км. Сначала дорога планировалась только для перевозки груза, но потом стали возить и пассажиров.